Добро пожаловать, Гость
  • Страница:
  • 1

ТЕМА: Отличие регистрации от прописки

Отличие регистрации от прописки 6 года 6 мес. назад #43

  • Admin
  • Admin аватар
  • Вне сайта
  • Администратор
  • Сообщений: 24
В повседневной жизни термины "прописка" и "регистрация" употребляются как синонимы. Однако с юридической точки зрения это два совершенно разных понятия, которые по целому ряду вопросов прямо противоположны друг другу. Хотя и нельзя отрицать того факта, что институт "регистрации граждан" возник не на пустом месте, а занял правовую нишу, ранее занимаемую институтом "прописки", переняв от нее ряд характерных признаков. Институт "прописки" возник давно, практически сразу после образования СССР. Прописка являлась средством контроля власти за передвижением граждан по стране. Посредством прописки это самое передвижение существенно ограничивалось и ставилось в зависимость от соблюдения целого ряда условий. От соблюдения требований прописки были поставлены в зависимость возникновение прав на жилые помещения, возможность трудоустройства и т.д. Закрепленное Конституцией право граждан свободно выбирать место пребывания и жительства было существенно ограничено, поскольку его реализация ставилась в зависимость от получения разрешения на прописку. Заключением Комитета конституционного надзора СССР от 11 октября 1991 года нормативные акты о прописке признаны недействующими.

Еще до принятия Конституции Российской Федерации вступил в действие Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г., в соответствии с которым в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако потребовалось еще два года прежде чем исполнительная власть приняла во исполнение закона детализирующий управленческий акт. 17 июля 1995 г. Постановлением Правительства Российской Федерации были утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию.

Под регистрацией граждан подразумевается уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком. Регистрация является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. В отличие от прописки регистрация носит не разрешительный, а уведомительный характер. Органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Основное отличие "регистрации" от "прописки" заключается в том, что как следует из Конституции Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан (статья 3 Закона), в том числе права на жилище.

2. Два вида регистрации граждан

Действующее законодательство предусматривает два вида регистрации граждан:
- регистрация по месту пребывания;
- регистрация по месту жительства.

Местом пребывания является гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно.
Местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В процессе регистрации гражданам приходится сталкиваться сначала с должностными лицами, ответственными за регистрацию граждан, а затем непосредственно с органами регистрационного учета. Ответственными за регистрацию граждан являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением установленных Правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения (в том числе работники ЖЭО, ЖСК, гостиниц, санаториев и т. д.).
Вышеназванные должностные лица принимают от граждан документы, необходимые для регистрации, и в трехдневный срок передают их в орган регистрационного учета. К документам, необходимым для регистрации граждан, относятся:
- документ, удостоверяющий личность (паспорт, свидетельство о рождении, удостоверение личности, военный билет, справка об освобождении и другие);
- заявление установленной формы о регистрации;
- документ, являющийся основанием для проживания гражданина в указанном жилом помещении (договор найма (поднайма), социального найма, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, иной документ, подтверждающий право гражданина на проживание в жилом помещении);
- документ, подтверждающий оплату государственной пошлины;
- для военнообязанных граждан необходимо предоставление документов,
- подтверждающих их постановку на воинский учет; письменное согласие лиц, имеющих право собственности или право пользования указанным жилым помещением.
Представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства.

Регистрация граждан по месту пребывания.
Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 10 дней, обязаны в 3-дневный срок со дня прибытия (исключая выходные и праздничные дни) обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить необходимые для регистрации документы, которые были указаны выше. Органы регистрационного учета в трехдневный срок со дня поступления документов регистрируют в установленном порядке этих граждан и выдают им Свидетельства о регистрации по месту пребывания. Регистрация граждан по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, больнице, на туристской базе, а также в ином подобном учреждении осуществляется по их прибытии администрацией этих учреждений на основании документов, удостоверяющих личность. В соответствии с пунктом 10 Правил регистрация по месту пребывания осуществлялась на срок до 6 месяцев. Тем самым срок временного пребывания был поставлен в зависимость не от волеизъявления гражданина, а от усмотрения органов регистрационного учета (органов внутренних дел или местной администрации). Данный пункт являлся предметом рассмотрения Конституционного суда РФ. Постановлением Конституционного суда РФ от 02.02.1998 г. N 4-П данный пункт Правил признан неконституционным. В мотивировочной части Постановления указано, что установление срока, по истечении которого гражданин обязан покинуть место пребывания, является вмешательством органов исполнительной власти и других органов регистрационного учета в гражданские, жилищные и иные правоотношения, складывающиеся на основе согласия сторон, и ограничивает конституционное право граждан на свободу выбора места пребывания и жительства. Срок нахождения в том или ином месте временного пребывания должен определяться самим гражданином. Его установление государством недопустимо, поскольку означает ограничение свободы волеизъявления при выборе места пребывания. При этом, по смыслу Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, определение гражданином места своего пребывания и срока нахождения в нем не обязательно связано с наличием соответствующего жилого помещения в качестве места пребывания. Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства. Граждане, не имеющие регистрации по месту жительства, регистрируются по месту пребывания в общем порядке.

Регистрация граждан по месту жительства.
Процедура регистрации граждан по месту жительства имеет ряд особенностей по сравнению с вышеизложенной процедурой регистрации граждан по месту пребывания. Во-первых, изменение места жительства связано со снятием с регистрационного учета по прежнему месту жительства, о чем делается соответствующая отметка в паспорте. Для граждан, самостоятельно снявшихся с регистрационного учета по последнему месту жительства, органом регистрационного учета по месту последнего жительства гражданина выдает адресный листок убытия по форме N 7. Без такой отметки в паспорте и листка убытия гражданин не будет зарегистрирован по новому месту жительства. Во-вторых, срок для обращения за регистрацией составляет 7 дней со дня прибытия на новое место жительства. Должностные лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, необходимые для регистрации, вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета. Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку о регистрации по месту жительства. Гражданам, регистрация которых производится по иным документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.

3. Необходимые условия для регистрации граждан. Необходимыми условиями регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства являются: соблюдение установленных норм жилой площади на одного человека после вселения; согласование вселения.

Соблюдение установленных норм жилой площади на одного человека после вселения.
Правила регистрации граждан не содержат никаких указаний на размер площади жилого помещения, приходящейся на одного человека после вселения временного жильца. Однако норма предоставления жилого помещения в общежитии составляет 12 квадратных метров общей площади на одного человека, в общежитиях коридорной системы норма предоставления жилого помещения составляет 6 квадратных метров жилой площади на одного человека. В соответствии со ст. 38 Жилищного кодекса норма жилой площади на одного человека равна 12 кв. м.
Вселение по месту жительства граждан независимо от размера жилой площади, приходящейся на одного человека, возможно в следующих случаях:
- собственности;
- вселение несовершеннолетних детей и супруга (независимо от формы собственности на жилое помещение и основания вселения);
- вселение близких родственников (с членами семьи), зарегистрированных по месту жительства вселение лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы, прокурорско-следственных работников (с членами семей), назначенных для прохождения службы на предоставляемую им в установленном порядке жилую площадь, принадлежащую им или членам их семей на праве собственности, на жилую площадь, предоставляемую родственниками военнослужащего, либо на подысканную жилую площадь;
- вселение военнослужащих, уволенных с действительной срочной службы, призывавшихся на 2-3 года, а также лиц офицерского состава запаса (с членами семьи) на жилую площадь, где они проживали до призыва;
- вселение бывших жителей, освободившихся из мест лишения свободы по отбытии наказания, на жилую площадь лиц, с которыми они проживали до осуждения, а также к родственникам или на предоставленную в установленном порядке жилую площадь;
- вселение несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, на жилую площадь их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов; вселение граждан (и членов их семей), сохраняющих право на жилую площадь.
Перечень лиц, сохраняющих право пользования жилым помещением при временном отсутствии, дан в ст. 60 Жилищного кодекса РСФСР. Пункт 21 российских Правил регистрации в качестве одного из оснований к отказу в регистрации предусматривает случай, когда "размер жилой площади, приходящейся на одного проживающего, окажется менее нормы жилой площади, установленной жилищным федеральным законом, - при заключении договора найма (поднайма), социального найма, аренды (субаренды)".
Из анализа этого пункта следует, что близкие родственники вселяются без учета нормы жилой площади на одного человека независимо от их предыдущего места жительства. Однако пункт 21 Правил в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 02.02.98 г. N 4-П признан несоответствующим Конституции РФ.

Согласование вселения.
Законодательство РФ вселение граждан в жилые помещения ставит в зависимость от получения согласия определенного круга лиц. Для регистрации по месту пребывания необходимо получить письменное согласие: собственника (собственников) жилого помещения - при вселении в жилое помещение, находящееся в частной собственности; собственника (собственников) жилого помещения и арендатора - при вселении в жилое помещение арендатора; правления ЖСК, ЖК на сдачу внаем жилой площади - при вселении в жилое помещение, занимаемое членом ЖСК, ЖК (если он не является собственником данного жилого помещения); органа опеки либо опекуна или попечителя - при вселении в жилое помещение, занимаемое лицом, состоящим под опекой или попечительством; организации - при вселении в жилое помещение жилищного фонда, в отдельные помещения в общежитиях, находящихся в их оперативном управлении. При вселении по месту жительства граждан на государственную, муниципальную жилую площадь необходимо предоставить письменное согласие нанимателя и всех совместно проживающих с ним совершеннолетних членов его семьи, в том числе бывших членов семьи, которые продолжают проживать в занимаемом ими жилом помещении, о вселении родственников. При вселении по месту жительства граждан на жилую площадь на праве частной собственности представляется письменное согласие: собственника (собственников) жилой площади, зарегистрированного на ней, о вселении близких родственников; собственника (собственников) жилой площади, не зарегистрированного на данной жилой площади, о вселении близких родственников, зарегистрированных по месту жительства опекуна или попечителя на вселение гражданина в жилое помещение,занимаемое лицом, над которым установлена опека или попечительство, а также органов опеки и попечительства и доверительного управляющего в соответствии со статьями 37 и 38 Гражданского кодекса Российской Федерации.

4. Споры по вопросам, связанным с регистрацией граждан.

Российские правила регистрации граждан содержат пункты 12 и 21, в которых перечислены основания для отказа гражданам в регистрации по месту пребывания и по месту жительства. Однако в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 02.02.98 г. N 4-П вышеназванные пункты признан несоответствующим Конституции РФ. Таким образом, сложилась ситуация, когда в законодательных актах не предусмотрено возможности органам регистрационного учета отказать гражданам в регистрации. Несомненно, это ситуация временная, и, скорее всего, в будущем законодатель введет основания для отказа в регистрации. На практике органы регистрационного учета нередко отказывают гражданам в принятии документов на регистрацию и в регистрации по месту жительства или месту пребывания. Отказ в принятии документов на регистрацию граждан и отказ в регистрации граждан по месту жительства или месту пребывания может быть обжалован ими вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий в порядке подчиненности орган регистрационного учета или в суд. Как показывает опыт, обжалования отказов в вышестоящие органы не дают нужного результата. Поэтому в целях экономии времени и сил рекомендуется отказ в регистрации граждан и отказ в принятии документов обжаловать в суд.
Vim vi repellere licet - силу можно отражать силой
Администратор запретил публиковать записи.
  • Страница:
  • 1
Время создания страницы: 0.197 секунд